История храма
Храм в XVII веке
История храма святителя Николая на Трёх Горах начинается с деревянной церкви Св. Николы во Псарях, упоминаемой в летописях с 1628 г. Её название связано с Государевым Псарным двором, отвечавшим за охоту и царские зверинцы, который в 1637 г. перевели от западной стены Кремля на Три горы.
Метрика храма свт. Николая на Трех горах, что в Новом Ваганькове
Рознятся мнения и о возникновении названия «Ваганьково». По преданию царские псари-малороссы использовали ваганы – большие, выдолбленные в дереве корыта – для приготовления еды, за что их самих прозвали ваганами, а место их проживания – Ваганьково. Поселение на Пресне в XVII в. получило название Новое Ваганьково, а слобода за Кутафьей башней осталась Старым Ваганьковым.
Правда, есть другая версия происхождения топонима. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог – Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV в. здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами, как и бродячих поэтов-бардов в средневековой Европе.
Есть сведения, что в 1695 г. храм начинает перестраивать живущий рядом думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, построивший также знаменитую каменную церковь Св.Ильи Обыденного на Остоженке.
XVIII – начало ХХ века
В первой половине XVIII в. Три Горы становятся дачным местом для состоятельных москвичей. Со временем богатые «дачники» превращаются в постоянных жителей Нового Ваганькова и приписываются к Свято-Никольскому приходу.
Именно к этому времени относится получение разрешения на строительство каменного храма на месте деревянного: по одним данным оно датируется маем 1763 г., по другим – 1762 г. В любом случае, новый храм был небольшим. Зато в последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
В 1799 г. рядом с Никольским храмом на берегу Москвы-реки купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основывают ситценабивную фабрику, ставшую со временем знаменитой Трёхгорной мануфактурой.
Василий Иванович Прохоров (1755-1815), купец 3-й гильдии, основатель династии московских промышленников, родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. До 1771 г. он работал приказчиком по пивоваренному делу. Однако оставил это занятие, «несовместимое с христианским благочестием», и занялся ситценабивным делом. Со временем В.И. Прохоров стал единоличным владельцем мануфактуры, выкупив долю Фёдора Резанова.
Почти сто лет, вплоть до 1896 г., Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след в церковной жизни Москвы. Промышленники занимались также благотворительностью, учреждали больницы и приюты для сирот и бездомных.
Проект перестройки храма, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.
После эпидемии холеры 1848 г., в благодарность за избавление от неё, Свято-Никольский храм было решено перестроить. К концу 1860 г. у храма появилась большая трапезная и высокая колокольня, его площадь увеличилась в два с половиной раза. Строительство осуществлялось на деньги прихожан.
Во второй половине XIX в. неустанными пастырскими трудами настоятелей протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского Свято-Никольский приход стал самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались в храме ежедневно, а в воскресные и праздничные дни служили по три литургии.
Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. В 1861 г. при храме был создан Попечительский совет, который собирал сведения о неимущих прихожанах и оказывал им помощь. Отец Руф основал также первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, к началу ХХ в. в ней занималось почти 90 воспитанниц.
Проект северного фасада, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.
Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 г. на основе проекта известного архитектора Георгия Александровича Кайзера (1860-1931), утверждённого лично Императором Николаем II.
Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 г., однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 г. Проект храма Г.А.Кайзера также лёг в основу восстановительных работ в 1991-2000 гг.
События 1905 года, центром которых стала Пресня, а также Октябрьская революция 1917 г. чудесным образом не отразились на жизни Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами же рабочие Трёхгорки – прихожане храма.
С 1918 г. в храме служил будущий священномученик диакон Гавриил Архангельский, выступавший против закрытия храма и, впоследствии, за это пострадавший (расстрелян в 1938 г.).
ХХ-ХХI век
Весной 1922 г. Никольский храм, как и все московские церкви и монастыри, пережил кампанию по изъятию церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных предметов. В это время одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии.
В 1928 г. Храм святителя Николая на Трёх Горах, несмотря на многочисленные просьбы верующих, был закрыт. К концу 1930 г. с церкви сняли главы, в стенах прорубили проёмы, разобрали верхние ярусы колокольни. Здание приспособили сначала под Дом культуры, а затем под Дом пионеров имени Павлика Морозова.
7 июля 1992 г. было принято постановление Правительства Москвы №472 о предоставлении в постоянное пользование участка во вл. № 9 по переулку Павлика Морозова (теперь – Нововаганьковскому) приходу храма святителя Николая на Трёх Горах Московской епархии Русской Православной Церкви. Регулярные богослужения возобновились в 2001 г. При храме была создана воскресная школа.
К особо чтимым святыням храма относится реликварий с частицей мощей Святого Николая Мирликийского, выносимый из алтаря по воскресным и праздничным дням, икона Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе, а также образ Святой мученицы Татианы с частицей мощей в центральной части храма и икона Святого великомученика и целителя Пантелеймона в приделе Святого Димитрия Ростовского, написанная в 1909 г. в Андреевском скиту на Афоне.
С февраля 2016 г. настоятелем Храма является протоиерей Димитрий Рощин, одновременно возглавляющий направление по работе с общественными организациями при Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.